Работа с детьми
Детский сад — первая образовательная ступень, с которой начинается становление и систематическое развитие личности ребенка. В современных условиях преподаватели ДОУ используют инновационные педагогические технологии, наиболее оптимально отвечающие образовательным целям, в том числе реализации ФГОС ДО. С целью осуществления образовательной программы стандарты устанавливают психолого-педагогические условия, одно из которых — применение в работе с детьми в детском саду форм, приемов и методов, которые соответствуют индивидуальным и психолого-возрастным особенностям. Все используемые педагогические технологии объединяются несколькими принципами:
- Игра занимает преобладающую позицию среди прочих видов детской активности;
- Позиция взрослого по отношению к детям – не над ними и не рядом с ними, а совместно, инициатива передается ребенку;
- Познавательная деятельность стимулируется предметно-развивающей средой и вовлечением в другие виды деятельности.
Уровень эффективности труда воспитателя находится в прямой зависимости от того, какая форма работы была выбрана для взаимодействия с детьми. Формы работы с детьми в ДОУ направлены на закрепление базовых навыков и возможность их реализации. Этим целям отвечают:
- Индивидуальные занятия с узкими специалистами (логопед, психолог и т. п.);
- Занятия в группах (деление не по степени развитости, а по интересам);
- Фронтальные занятия (занятия в круге — чтение с обсуждением, рисование);
- Занятия в совмещенных детско-родительских группах.
Вид деятельности | Формы работы с детьми |
Игровая деятельность |
Весь диапазон используемых в работе воспитателя игр; Голосовые игры; Игры, связанные с мелкой моторикой. |
Коммуникативный |
Весь спектр разговоров и бесед; Работа с текстом, выучивание наизусть, декламация (стихи, песни и т. п.). |
Познавательно- исследовательский |
Наблюдение; Проведение экспериментов; Разного рода познавательная активность. |
Двигательный |
Варианты гимнастики; Спортивные игры; Занятия по физкультуре. |
Самообслуживание |
Тренировки в части гигиенических навыков; Работа на участке группы; Тематические проекты и игры. |
Конструирование, ИЗО |
Весь спектр занятий, касающихся работы с разного рода художественными материалами; Игры с конструкторами. |
Музыка |
Слушание, исполнение музыки; Театрализованные представления, танцы, игры с музыкальной тематикой. |
Восприятие художественных литературных произведений |
Чтение и обсуждение прочитанного; Викторины по сказочной литературе; Выучивание литературных фрагментов, драматические постановки. |
Современные формы работы с детьми в ДОУ
Современные тенденции к быстрому поглощению информации требуют соответствующих подходов, могущих заинтересовать детей. Внедрение в процесс образования нетрадиционных технологий оказывает позитивное влияние на мотивацию к дальнейшему обучению. Инновационный подход включает такие формы педагогического взаимодействия, как:
- Словесная — занимает лидирующее положение по объему применения в связи с постоянным воздействием на детей со стороны воспитателя. Хотя эта форма долгое время находилась в приоритете и не считается чем-то новым, ее пользу нельзя недооценивать;
- Наглядная — по существу также не является новой формой, но должна использовать для реализации последние технологические достижения. Современный ребенок, привыкший к ноутбуку и планшету, вряд ли заинтересуется бумажными карточками, но будет способен воспринимать демонстрацию с экрана;
- Практическая — позволяет овладевать новыми умениями и навыками и закреплять базовые. При этом преподаватель должен применять весь спектр доступных ему современных практических методик.
Формы работы с одаренными детьми в ДОУ
Небольшой процент одаренных детей существовал всегда, однако в последнее время работе с ними, как и их сопровождению, уделяется большее внимание. При выявлении одаренности ребенка основой для его дальнейшего развития становится совместная работа родителей и педагогического коллектива. Виды одаренности, которые различают в зависимости от детских особенностей:
- Общая интеллектуальная (в основном касается памяти и умения применять знания в разных областях);
- Художественная (способности в одной из областей — музыке, живописи и т. д.);
- Творческая (особенности темперамента, чувства юмора и прочего);
- Физическая (ловкость в том или ином виде спорта).
Направления, в которых проводится работа с одаренными детьми, касаются совместных действий, направленных на ребенка, его родителей и педагогов. Необходимо осуществлять комплексный подход к работе всех специалистов. Формы, которые при этом используются, находятся в прямой зависимости от вида одаренности ребенка и могут быть:
- Формами работ по изобразительному искусству
- Проектной деятельностью, в том числе совместно с родителями;
- Инновационными игровыми технологиями (ТРИЗ).
Для выявления одаренных детей основной метод, который должны использовать как педагоги, так и родители — наблюдение. Также следует отметить важность активных практических методов, которые помогут ребенку без помех перейти на новую образовательную ступень.